АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Марат МАМАЕВ. В Казахстане разглядели угрозу светскому государству[:]

[:ru]

На этой неделе глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Указ об утверждении «Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы». Теперь, в течение трех месяцев правительство должно предоставить детальный план по ее реализации.

Появление на свет Концепции, многие арбитры связывали ситуации на западе Казахстана в 2016 году, когда группа вооруженных людей совершила налет на оружейный магазин, а позже попыталась взять штурмом воинскую часть Актобе. Однако авторы документа не спешат связывать ее принятие с горячими событиями прошлогодней давности. Появилось много текущих вопросов, на которые следует дать ответы. И вообще, необходимость Концепции продиктована развитием духовной сферы страны.

Прежде всего, модель Межнационального мира и согласия, которая появилась в Казахстане с обретением Независимости, продемонстрировала свою эффективность. Она позволила удовлетворить потребность граждан в религии, и с другой стороны обеспечить условия для развития конфессий Казахстана. О чем в первую очередь говорят голая статистика.

«Всего в республике зарегистрировано 3464 культовых зданий, — отмечается в документе, — из них 2550 мечетей, 294 православных и109 католических церквей, 495 протестантских храмов и молитвенных домов, 7 иудейских синагог, 2 буддистских храма, 7 молитвенных домов «Общество сознания Кришны» и Бахаи».

Как и положено, казахстанцы больше всего исповедуют в ислам. Отсюда и пристальное внимание к мусульманам. «Деятельность ДУМК направлена на разъяснение основ ислама ханафитского мазхаба, духовно-нравственных ценностей народа Казахстана», — отмечается в Концепции.

На втором месте, по численности прихожан, стоит православие. «В его состав входят 325 религиозных субъектов, в числе которых 301 приход, 9 епархий и 294 религиозных сооружений, а также Митрополичий округ в Республике Казахстан», — приводится религиозная статистика.

Казахстан показывает другим странам, «что религия должна стать инструментом согласия и дружбы, а разные религии и верования могут сосуществовать и гармонично развиваться в мирных условиях». Вместе с тем, назрел вопрос о дальнейшем совершенствовании сложившейся модели межнационального мира и согласия. Такое положение дел связано с угрозами  проникновения чуждых для нашего общества псевдорелигиозных учений, и ставит вопрос об определении «концептуальных приоритетов развития государственной политики в религиозной сфере на среднесрочную перспективу».

Межрелигиозная модель Казахстана получает импульсы не только из общества, но и из внешнего мира. Причем как оказалось, дальних соседей в современном мире не бывает. Чему подтверждением новый виток геополитической борьбы и война в Сирии, где на стороне антиправительственных сил, как выяснилось, воюют казахстанцы. В связи с чем встал вопрос о лишении их гражданства. С тем, чтобы предотвратить их возвращение на родину. 

Авторы документа выражают беспокойство относительно будущего светского государства в Казахстане. Только угрозу они видят не в новом всплеске насилия в Афганистане или Сирии, как считалось прежде, а в процессах протекающих внутри самого общества. «В настоящий период в обществе четко выражена тенденция роста религиозности населения», — говорится в документе.

Вывод интересен тем, что рост численности религиозного населения в Казахстане в основном произошел в 90-х годах прошлого столетия. За 10 лет доля верующих выросла с ничтожных 4-5% до 60 и более процентов. Такой стремительный рост должен был привести к напряженности в обществе. Но вопреки ожиданиям, в Казахстане укреплялась стабильность. Хотя еще накануне обретения независимости, зарубежные эксперты строили малоутешительные прогнозы.

Противоречивая тенденция подтверждает тезис тех экспертов (не только казахстанских, но и российских, т.к. наши общества пережили в принципе одинаковые процессы), которые говорили о том, что рост числа верующего населения носил псевдорелигиозный характер. Интерес к религии, чаще всего был связан с модой и престижем. Новообращенные не соблюдали посты, не ходили в мечети и церкви, и вообще вели светский образ жизни.

Сегодня снова, как в 90-х годах, растет интерес к религии. Но при этом имеются и существенные отличия. Во-первых, в отличие от предыдущих поколений, нынешнее верит искренне и даже фанатично, а не потому, что верить стало модно и престижно. В итоге растет не просто доля верующих, растет количество искренне верующего населения, которое держит пост и соблюдает все религиозные предписания.

Таким образом, признается, что общество переживает новый всплеск интереса к религии. Но не факт, что очередной интерес к религии станет таким же безобидным трендом, как это было в 90-х годах. 

На одной чаше «весов будущего» мы видим увеличивающуюся долю искренне верующего населения, что, в общем-то, не плохо, а на другой чаше — рост неистинных религий, разного рода сект. Если прежде сталкивались с псевдорелигиозностью населения, то сегодня с фальшивыми конфессиями. И надо признать, что последний тренд представляет большую опасность, как светскому государству, так и обществу в целом.

Процессом охвачены молодые люди, а не граждане преклонного возраста, что также накладывает свой отпечаток на очередной религиозный ренессанс. Поскольку речь идет о людях, имеющих за плечами небогатый жизненный опыт и страдающих юношеским максимализмом. Если в прежние годы они его реализовывали на всесоюзных комсомольских стройплощадках, то в наше время в «горячих точках» планеты.

Тенденция не обошла стороной Казахстан. Как сообщал еще в 2014 году отечественный политолог Ерлан Карин, по данным, которые «сами же террористы выкладывают в интернет, в Сирии находится свыше 250 граждан Казахстана. А по информации спецслужб — их больше 300 человек». Причем как говорилось в сводках казахстанских правоохранительных структур, среди них оказалось 150 женщин.

В этом смысле новый всплеск интереса к религии со стороны населения может быть чревато последствиями. «При этом по-прежнему сохраняется высокий рост риска радикализации молодежи, обратившейся к религии, но несведущей в религиозных учениях», — предупреждают разработчики документа.

Как отмечают авторы концепции, верующие подчас плохо разбираются не только в сути веры, но и в природе светского государства. Случается так, что они воспринимают такое государство как «атеистическое», т.е. направленное против религии. На этой нездоровой почве не редко возникают с их стороны и враждебные действия. Как отмечается в Концепции: «Участились случаи проявления неуважительного отношения к законам, государственным символам страны, национально-культурным традициям народа, а также общепринятым нормам поведения».

Действительно не всякое государство для религии зло. Казахстанское государство придерживается светских канонов. Оно не отрицает религии и веры. Напротив, светское государство создает условия для развития всех конфессий, не отдает предпочтения какой-либо из них.

Нужно ли в таком случае в Казахстане светское государство? Если разобраться у нас нет альтернативы, в стране проживают представители многих наций и конфессий. И светское государство, единственная оптимальная модель, в рамках которой можно реализовать запросы граждан на религиозные верования, и в то же время обеспечить политическую стабильность и устойчивое развитие Казахстана.

Как считают разработчики Концепции, тренд характерен не только для нашей республики. По их словам, «сегодня именно светские государства с многоэтничным и поликонфессиональным населением являются примером экономически успешных стран». И вообще, светские государства «являются лучшими странами для инвестиций и прихода иностранного капитала». В этом смысле «отход от светских принципов, фундаментализм и радикализм способны затормозить прогресс и развитие государства и общества».

Поэтому формулируется четкая задача: «Упрочение светских устоев государства, обеспечение прав граждан на свободу совести».

Вопрос лишь в том, как достичь поставленной цели и оформить духовный союз. Прежде всего, через укрепление принципов светского государства, что предполагает беспристрастное отношение чиновников к существующим конфессиям. «Должностные лица не могут использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религии или религиозных объединений, в том числе в целях пропаганды и распространения религии».

Аналогичные меры касаются и силовых структур Казахстана, при этом четко подчеркивается, что дискриминации при трудоустройстве по религиозному признаку исключается. Верующие в светских учреждениях должны будут вести себя соответствующим образом. Еще одним инструментом должно стать образование, где введут спецпредмет.

«Преподавание факультативного курса «Светскость и основы религиоведения» в организациях образования, — говорится в Концепции, — направлено на формирование у учащихся научных знаний о религиях, воспитания молодежи в духе мира, культурного и религиозного многообразия, уважения к другим религиям».

Подобные меры позволяет «сформировать казахстанскую модель взаимодействия государства с религиозными объединениями». При этом проблема укрепления светского государства, не ограничивается вопросами отношения госструктур с существующими в стране конфессиями. Она также охватывает и вопросы укрепления доверия к государственным институтам, к проводимой правительством социально-экономической политике.

Говоря о кризисе светского государства стоит отметить, что в мировой практике подобный опыт уже имел место. Речь идет об Иране, где реформы шахского правительства и модернизация экономики и общества в 70-х годах ХХ столетия потерпели фиаско. Слабый профессионализм госаппарата не позволили достичь поставленных в рамках реформ целей, что привело к росту недовольства среди населения, и в конце концов, к смене политического и государственного устройства страны.

Опыт Ирана как раз говорит о том, что важно не только придерживаться светских основ в государстве и праве. Не менее, а может и даже более важно в профилактике угроз светскому государству, проявлять заботу о социальной политике, защищать социально уязвимые слои населения и не пренебрегать вопросами расслоения общества по имущественному принципу. В странах с преимущественно мусульманским населением, как говорит опыт, бедность, запущенность социальных проблем является первородным злом для светской системы.

Принятие «Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы», является шагом вперед на пути к построению современного многонационального и многоконфессионального общества с модернизированной экономикой. Очевидно, что она охватывает исключительно вопросы религиозной сферы. Это значит, что правительство и общество должно также внимательно следить за тем, как реализуются госпрограммы в социальной и экономической сферах.

Марат МАМАЕВ, Алматы.

[:]