библиотека 26 января, 2012 58 комментариев

Серик Малеев. Казахи Китая…В прошлом и настоящем…

Китай начала девяностых и Китай современный – это небо и земля. Две большие разницы. В Китае девяностых, помню, передвигались в основном на велорикшах, автомобилей было совсем мало.
Сегодня же дороги Поднебесной забиты машинами, причем автомашинами самых дорогих марок. И все это исключительно китайской сборки, китайский автопром. Что звучит уже не смешно. Строятся новые дома, дороги, развязки, растет уровень благосостояния граждан КНР.
А вместе с тем увеличивается количество людей не просто состоятельных, а очень состоятельных. Так что коммунизмом в этой стране и не пахнет. По крайней мере, той разновидностью коммунизма, которая нам запомнилась по последним годам СССР. С повальной нищетой населения, стоящего в бесконечных очередях за продуктами, с полками пустых магазинов, с теми же талонами на папиросы и мыло, которые никто не хотел отоваривать. Китай сегодня процветает.

Дороги, которые мы выбираем…
Еще несколько наблюдений с натуры. Прежде чем пересечь границу Казахстана с Китаем, нам пришлось выждать несколько часов. На границе скопилось множество грузовых фур и автобусов. Приходится подолгу стоять в очереди. Таможня со своей работой не справляется. Объемы перевозок грузов значительно выросли и уже не соответствуют пропускным способностям таможенных пунктов. Что вызывает у людей законное раздражение. На «Коргасе» я вижу «загорающих» на морозе предпринимателей из Азербайджана, России, Молдавии.
С подписанием договоренностей о Таможенном союзе таможенные пункты «Коргас» и «Калжат» стали привлекательными не только для казахстанских челноков, но и для их российских и белорусских коллег. Отсюда путь короче во многие российские и белорусские города, чем из того же Владивостока. Да и дорога будет получше. Вот и очереди.
А пока в ожидании автобуса, который должен доставить нас по другую сторону границы, мы перекуриваем. Мы – это я и мой собеседник Володя, мужик под два метра ростом, с которым мы разговорились здесь же, на границе. Судя по всему, володин бизнес процветает. И он собой вполне доволен. «Раньше я возил дыни из Ташкента в Россию, – рассказывает он, затягиваясь которой уже по счету за время нашего вынужденного простоя сигаретой. – Но это такой специфический товар, с которым никогда не угадаешь. Не знаешь, продашь ты его или он сгниет. А теперь я завожу в Россию промышленное оборудование из Китая. Загружаю сразу тридцатитонник. Уж этот-то товар не испортится. Да и «выхлоп» тут совсем не тот, что я имел с дынь».
Но вот наконец подали и наш автобус. Что еще в этой поездке бросается сразу в глаза – так это прекрасные дороги Китая. «Ну конечно, – шутим мы не без зависти, – стоит всем китайцам в один день выйти на субботник, и вот уже дороги построены. Да и так, как наши, китайские дорожники, наверное, асфальт не воруют. Все-таки они коммунисты».
По китайскому платному автобану мы мчимся с разрешенной скоростью в сто пятьдесят километров, лишь изредка притормаживая у аккуратных, современных строений, с многочисленными шлагбаумами, где водитель производит оплату за очередные пройденные километры пути. И это куда лучше, чем платить ни за что штрафы гаишникам. Быстрей передвигаешься и, главное, понимаешь, что платишь за отличный сервис. А не жене гаишника выплачиваешь оброк на шубу. Нам такие дороги, по правде говоря, еще и не снились.
Подъезжаем к Урумчи. Накануне выпал снег. Холодно на улице. Время – три часа ночи. Машин почти не видно. И только дорожные службы не спят.  Работает снегоуборочная техника, посыпает дороги песком, женщины и мужчины в спецовках скалывают лед. Урумчи – трехмиллионный мегаполис. Очень большой по нашим казахстанским меркам и совсем небольшой по китайским. «Безработица в самом Китае, – поясняет между тем водитель нашего автобуса, комментируя эту ночную сценку с дорожными рабочими, расчищающими улицы от снега, – приводит к тому, что люди держатся за свои рабочие места, какими бы непрестижными те ни были».

Соплеменники
Цель  моей командировки – своими глазами увидеть, как живут казахи Китая. И судя по всему, живут они неплохо. Для сравнения, в той же Российской Федерации, являющейся нашим стратегическим партнером и другом, если верить казахским СМИ, нет ни одной казахской школы, не говоря уже о газетах и телевидении на казахском языке. Хотя там проживает вторая по численности казахская диаспора.
Другое дело в Китае, которого многие из нас побаиваются. Здесь дети казахов учатся в казахских школах,  издается пятьдесят пять газет на казахском языке, вещают три казахских телеканала. Причем один из них практически круглосуточно.
И, наконец, самое главное, железное правило китайских демографов «одна семья – один ребенок» на казахов, как и на других представителей малых народностей, населяющих Китай, не распространяется.
И еще об отношении китайцев к казахам. Местные казахи припоминают следующий случай. Некий районный бастык, или аким по-нашему, в результате каких-то махинаций сумел отобрать у ста сорока шести семей животноводов-казахов принадлежащую им землю. Перепродав ее затем ханьцам. Те уже и дома успели построить, когда разразился скандал. Дело дошло до драки местных казахов с новоселами-китайцами. Пока в конфликт не вмешались центральные власти. И вот итог. Руководитель, торговавший земельными участками, получил длительный тюремный срок, а дома ханьцев, что незаконно были построены на чужой земле, снесены. Справедливость восторжествовала.

И здесь же отмечу, что в большинстве случаев китайцы с казахами прекрасно уживаются. При этом китайцам особо импонирует простодушие казахов, отсутствие в них всякой хитрости и коварства, казахи же учатся у китайцев трудолюбию, их настойчивости в достижении поставленных целей.
Я беседую с Ботагоз Уатхан, заведующей орготделом Всемирной ассоциации казахов. По ее словам, порядка пяти с половиной миллионов наших соплеменников проживают сегодня вдали от своей исторической родины, в сорока государствах мира. В тридцати пяти из этих стран существуют свои этнокультурные объединения, помогающие нашим соплеменникам в налаживании связей с Казахстаном. В России, к примеру, работают тридцать шесть казахских центров. Есть свои центры в Узбекистане, Монголии, Китае. И главная проблема при этом, над которой они бьются, – это, разумеется, сохранение своего родного языка, обычаев и традиций народа.

История
Казахи с древних времен проживали на территории Восточного Туркестана, именуемого сегодня китайцами Синьцзяном (Новыми землями). Сохранилась переписка хана Аблая с китайским императором, в которой он просит последнего вернуть казахам территории, доставшиеся Поднебесной в результате разгрома джунгар.
На что китайский богдыхан отвечает, что империя не против того, чтобы казахи и дальше населяли эти земли, но ни о каком возврате речи быть не может. Слишком уж много крови, своей и чужой, пролили китайцы в войне с джунгарами.
Как бы там ни было, но на территории Восточного Туркестана в ходе археологических раскопок находят до сих пор немало артефактов, рассказывающих о жизни тюркских кочевых племен, населявших эти края с незапамятных времен. Еще племена саков, а позднее гунны выпасали в предгорьях Алтая свой скот. Отсюда же вышли найманы, аргыны, уйсуни, кереи, кияты, жалаиры.
По словам профессора и культуролога Ятсеина Кумар-улы, с которым мы познакомились в Урумчи, история казахов лежит вообще на востоке. Те же саки, древние насельники Восточного Туркестана, представляли собой когда-то мощный племенной союз, в который входили и предки нынешних уйсунь. А  нынешние кереи, аргыны и найманы являлись в стародавние времена составной частью племен гуннов.
Причем Ятсеин Кумар-улы лелеет надежду, что многие белые пятна нашей истории будут исследованы в самые ближайшие годы. Поскольку с обретением независимости у казахстанских ученых появилась великолепная  возможность напрямую обращаться к богатейшим книжным архивам Китая, чтобы познакомиться с ценнейшими первоисточниками, повествующими об истории древних тюрков, населявших эти места.

Новые казахи
И это что касается истории древней. А вот история современная и, может, на чей-то взгляд не совсем красивая, но что есть, то есть. Дело в том, что отношения Казахстана и Китая в последние годы развивались на такой динамичной основе, что в какой-то момент в Синьцзяне стало выгодно быть казахом.
И тому существует целый ряд причин. Как мы уже говорили, сами китайцы очень хорошо относятся к казахам. К казахам меньше придираются при переходе границы.
К тому же казахстанская паспортно-визовая служба, расположенная в городе Урумчи, выдает этническим казахам Китая бесплатные визы для  туристических поездок в Казахстан, помогая многим семьям и с дальнейшим переездом на историческую родину. Словом, казахи Синьцзяна в кои-то веки оказались в привилегированном положении. Что и привело не так давно к скандалу.
Так, по заявлению пресс-службы миграционной полиции Республики Казахстан, в ходе проводимой операции «Мигрант» ими был задержан гражданин уйгурской национальности, 28-летний Абдухалал Абдусалам, записанный по паспорту казахом.
И отсюда уже некоторые наши казахстанские СМИ делают далеко идущие выводы, полагая не без оснований, что подобным образом, по квотам оралманов, к нам в страну в неисчислимых количествах проникают лжеказахи.
Вопрос, конечно, интересный, и мы его задаем руководителю паспортно-визовой службы Республики Казахстан в городе Урумчи господину Каиржану Сарсембаеву.
ЛИТЕР-Неделя: В многочисленных комментариях в казахстанских СМИ прямо указывается, что подобная смена национальности была бы невозможной без участия вашей паспортно-визовой службы. Как вы прокомментируете эти слухи?
К.С.:
А что тут особо комментировать? Вы спросите себя – если вы обратитесь в посольство Китая, то могут ли вас сотрудники посольства записать этническим китайцем? Так и здесь. Мы занимаемся только выдачей виз. У нас даже консульских полномочий нет. У нас нет никакого права на выдачу казахстанских паспортов или квот оралманам.
А между тем казахстанскую визу тоже получить непросто. Для этого собранные вами документы должны пройти специальную проверку. Причем досконально проверяется все, от вашей национальной принадлежности до вашего дня рождения. Рассматривается, с какой целью вы пересекаете границу, где и в каком месте вы будете ее переходить, на какой срок вы въезжаете в Казахстан.
ЛИТЕР-Неделя: Но тогда ответьте, что стоит за заявлением наших миграционщиков? И могут ли уйгуры Китая записываться казахами?
К.С:
А вот здесь я уже могу ответить утвердительно. Да – могут. Еще в ноябрьском номере газеты «Жас Алаш» я подтверждал, что такие факты имеют место. Дело в том, что в таких приграничных городах, как Шаушек, Кульджа, Алтай, проживает много уйгуров, в совершенстве владеющих казахским языком. У многих из них даже имена казахские. А в Китае национальность изменить легко. Если у вас в родне кто-нибудь был русским, китайцем или казахом, то и вам не составит никакого труда стать им. Такова внутренняя политика Китая в национальном вопросе. И это уже не обсуждается.
ЛИТЕР-Неделя: А могут такие новоиспеченные «казахи» по приезде в Казахстан получать квоты оралманов?
К.С:
Если у них документы в полном порядке. И если они прошли соответствующую проверку в акимате по месту будущего проживания и в миграционной полиции, то они направляют документы к нам, на получение постоянной визы. А у нас уже нет оснований ее не выдавать.
ЛИТЕР-Неделя: А если эти граждане не являются этническими казахами ни по паспорту, ни по происхождению, то как быть тогда?
К.С:
То в этом случае они постоянной визы не получат. А следовательно, не войдут в программу по репатриации.

Ритмы большого города
Как видим, ситуация весьма интересная. Когда, с одной стороны, против внутренней политики Китая не пойдешь, а с другой – не запретишь людям записываться казахами, если у них в родне был хоть один казах. Словом, есть над чем поломать головы нашим дипломатам.
А мне же остается только к сказанному добавить, что Урумчи сегодня – это большой, современный торговый город, где на всех перекрестках звучит разноязыкая речь, в том числе и русская. Где на равных конкурируют казахская, уйгурская и китайская кухни, а дороги переходить небезопасно, поскольку водители на пешеходные переходы не реагируют.
Здесь много машин, домов, людей, товаров, много всего и всех, в том числе и наших собратьев – этнических казахов, сумевших приспособиться к сумасшедшему ритму большого города.

Серик МАЛЕЕВ, Фото автора, Алматы – Урумчи – Алматы

Источник: liter.kz

58 комментариев

  1. боpaт:

    По результатам переписи 2000 года в составе города Урумчи, казахи составляют 2,3 % или 48 тыс. человек. А столицей Казахской автономной области в составе СУАР является г. Кульджа в котором проживает неск. сот тысяч казахов.
    Внимание вопрос! Почему Малеев поехал не в столицу казахской автономной области, а в столицу СУАР???

  2. Дударай:

    Китайский язык так к лицу казахам….
    вот две кишкинтайские девочки, то ли казчки поют по китайский, то ли китайки поют по казакский…

    youtube.com/watch?v=tcZKAj9D9n8

    а вот знаменитые в Китае казахи, на великом и могучем….

    youtube.com/watch?v=qLyEG7eNv-E&feature=related
    Дударай

    youtube.com/watch?v=v9FDhl_itLY&feature=related
    Куралай

    youtube.com/watch?v=uhbcXPcHSzw&feature=related
    Саулемай

    youtube.com/watch?v=U76lNRg12B0&feature=related
    Актамак

    youtube.com/watch?v=aKVO1wbBCjs&feature=related
    Джазира

    А вот китайцы поют по казахский….

    youtube.com/watch?v=L8mwAzskbeM&feature=related
    Хиты китая 2009 года, в том числе Дударай

    youtube.com/watch?v=HoN-bFoh8qE&feature=related
    Дударай МТВ

    Все смешалось в китайском доме

  3. казах:

    Цель моей командировки – своими глазами увидеть, как живут казахи Китая. И судя по всему, живут они неплохо. Для сравнения, в той же Российской Федерации, являющейся нашим стратегическим партнером и другом, если верить казахским СМИ, нет ни одной казахской школы, не говоря уже о газетах и телевидении на казахском языке. Хотя там проживает вторая по численности казахская диаспора.
    Другое дело в Китае, которого многие из нас побаиваются. Здесь дети казахов учатся в казахских школах, издается пятьдесят пять газет на казахском языке, вещают три казахских телеканала. Причем один из них практически круглосуточно.
    ——————————————————-
    Так кто казахам друг? Китай или Россия, со своими скинхедами?

  4. Саке:

    Что бы казахи в Китае не забыли свой родной язык, об этом заботятся не китайцы, а сами казахи. А кто российским казахам не даёт? Печатайте учебники, готовьте преподавателей и учитесь. Кто вам не даёт. А то что школы закрываются, так и русские каждый год закрываются.

  5. казах:

    Саке. Не надо лепить из нас лохов. Все определяется государственной политикой. И если в СССР закрывались казахские школы – это не означает, что казахи не хотели учить свой язык. Сегодня казахские школы в Казахстане открываются повсеместно – и это тоже государственная политика.
    А что касается России, то вы послушайте тех же башкир, татар. Их возмущение по поводу так называемой федеральной компоненты. Когда власть в центре прибегает к всяческим ухищрениям, чтобы уменьшить количество татарских и башкирских школ.
    Китай же, в отличие от России, проводит дружественную к казахам политику не на словах, а на деле.
    Когда мы узнаем, что в России пятьдесят пять газет и три телеканала вещают на казахском, вот тогда мы можем говорить, что российские власти озабочены положением представителей национальных меньшинств.

  6. патриот:

    дружите с Китаем,скоро на самом деле будем не казахский развивать,а китайский учить! какие вы же всетаки недалекие…

  7. боpaт:

    казах, если в России к казахам так плохо относятся, а в Китае так хорошо, то почему тогда оралманы в Казахстан из «хорошего» Китая едут а из «плохой» России никто не едет?

  8. Брат:

    А кто вам сказал, что из «хорошей» России не едут. Едут, еще как. Да и многие казахстанские русские назад возвращаются. После того, как сжигают их дома и бизнес в России.
    Но вы ведь о подобном не слышали?

  9. патриот:

    согласен с боратом. В Омске, на Алтае,в Архангельской области РФ, целые поселки,небольшие города с населением состоящих из казахов.Все они помнят свой язык,никто из них не забыл традиции народа,но никто из них не собираются на исконную родину.К нам приезжают голодранцы,в поисках лучшей жизни,те которые ТАМ ничего не имели.Китай не исключение.И у нас они только гадят,гадят,гадят…И имя им-ОРАЛМАНЫ !!!

  10. артур-татарин:

    Казах:
    Ты лучше расскажи, что в Китае китайцам уже жить негде и завтра им придётся либо помирать, либо найти альтернативу смерти при помощи заселения чужих территорий. Население Казахстана составляет 16 миллионов человек, а Китая 1.3 миллиарда думаю, расклад сил понятен даже школьнику. Почему об этом тебе казахам не рассказать?
    Получил независимость, дорожи ей.

  11. артур-татарин:

    Казах:
    Да совсем забыл, не забудь написать «статейку» о том, что казахи и китайцы братаны по крови ведь это так современно и актуально.

  12. казаху:

    ты когда родину продашь не забудь соплеменникам сказать: ничего личного только бизнес

  13. казах:

    В русских газетах пишут о зловредных казахах оралманах,о закрытии русских школ(просто казахи не хотят учиться в русских школах и учатся на 85% в казахских),идет насаждение антикитайских настроений и запугивание казахов китайцами.Хуже китайской политики может быть русская политика.

  14. Лит:

    Статья написано как сочинение школьника,стыдно читать,

  15. Брат:

    В 1916 году власти Китая спасли семьдесят тысяч казахов, бежавших от преследования карателей. Российское самодержавие потребовало тогда от Китая выдать беженцев, или самим их расстрелять за нелегальный переход границы. Китайцы не сделали ни того, ни другого.
    В начале тридцатых годов около миллиона казахов бежали в Китай, спасаясь от искусственного сталинского голодомора.
    Так что казахам есть за что быть благодарными Китаю. Да и отношения наши сегодня развиваются день ото дня. При том, что Китай не претендует на нашу территорию, в отличии от некоторых наших «друзей» из России, все еще сомневающихся в суверенности Казахстана. Это видно и по этому сайту.
    Разве не те же наши российские «друзья», а вовсе не китайцы, так спешат нам отказать в праве на изучение своего языка, своей истории, подвергая это стремление злым насмешкам. И вот здесь возникает вполне обоснованное сомнение – а друзья ли они вообще? И что они понимают под словом дружба?

  16. артур-татарин:

    еБлат:
    ты что придурок? Хочешь учить казахский язык учи кто тебе не даёт, или тебя обязательно кнутом бить надо рисовый – раб.

  17. Сват:

    Брат, «При том, что Китай не претендует на нашу территорию»
    Ты наверное китайских карт не видел где весь восток Казахстана они своим считают.

  18. Русский:

    Татарин артур – киздуй на татарский сайт,если такой найдёшь.
    Кого ты здесь поучаешь? Кому нахер нужны твои суждения и советы. Кому ты вообще по жизни нужен?

  19. Кум.:

    А ты, сват, не знаешь, что есть демаркация границ и международные договоренности. Так что Китай в агресивности упрекать не стоит. Если б они хотели захватить, то они бы давно уже были в полумиллионной Монголии. Но у них там другая тема. Они считают, зачем захватывать Казахстан, если потом еще шестнадцать миллионов голодных ртов себе на шею вешать, в придачу к своим полутора миллиардам. Тут своих бы прокормить, да страну спасти от бунтов. Слишком большаЯ страна, слишком много мнений, слишком много проблем. Им даже и уйгуры не нужны Синьзяня.

  20. артур-татарин:

    Типа «русский» часто националности меняешь рожа китайская.

    «Интервью с доктором филологических наук, профессором кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Тадиновой Р.А.

    -Роза Абдуманаповна, охарактеризуйте, пожалуйста, настоящее положение вещей и перспективы преподавания казахского языка в России.

    Казахский язык сегодня преподается в главных учебных заведениях Москвы: МГУ, РГГУ, МГИМО. Корифеем в этой сфере был К.М. Мусаев. Он был много лет профессором Литературного института им А.М.Горького на кафедре художественного перевода (1958-1994), где преподавал казахский и другие тюркские языки. С 1997 г. К.Мусаев является профессором Института стран Азии и Африки Московского государственного университета, где также начинает преподавать казахский язык. Позже он попросил меня продолжить это дело.»
    А ты говришь никто не учит. Кому надо тот учит.
    А по жизни я нужен своей семье а ты урод никому не нужен поэтому поэтому такой злобный как волк(это наверное от анонизма)

  21. Кум.:

    Артурчик. Ты тут дурку не валяй. Тебе говорят о национальных школах. А ты нам перечисли три кафедры. Это не одно и то же, как говорят в Одессе. Так что ты, Путинский заступник, иди и шепни на ухо ВВ, что бы казахские школы в России открывал. А заодно, расскажи нам о положении с татарским языком в Татарстане.Только не ври, что оно блестящее

  22. Антикацап:

    Пока казахский язык не станет реально государственным, ничего не решится.

  23. манат:

    Автор сказав А не сказал Б. Во-первых, он правильно подметил. что казахи там живут издревле. Просто в результате Чугучакского и Петербургсого соглашений двух империи при проведении границ часть земель казахоа оказался на той стороне.Туда же эммигрировали казахи после восстании казахов 1916 года, известная в истории как Албанская восстания../Описана в повести М.Ауэзова «Лихая година». Также большое количество казахов эммигрировали туда во время коллективизаций и голода 30-х годов. Их потомков сейчас называем оралманами/возвращенцы/ из Китая
    Автор правильно подметил, что китайцы казахов ценит за доброту, простоту и бесхитростность. А русские эти же качества казахов тоже отмечает, но совсем по другому. Если не поверите,проидитесь хотя бы этому сайту. Еще обижается, что мы дружим с Китаем

  24. казах:

    Казахстан реально дружит с Китаем. И китайцы это доказывают своими делами. Улучшаются добрососедские отношения, растет торговля, наши студенты учатся в Китае. И все это, заметим, без проблем.
    А кого-то жаба душит. А тут еще и с Америкой у нас выстраиваются нормальные отношения. И вот уже Путин начинает бесится.Начинает плакать – Россия теряет влияние на Казахстан.
    Но ведь мы и с Россией дружим. Другое дело – Россия для нас не единственный свет в оконце.

  25. тас:

    Орысам выгодно создавать страшилку в лице Китая.Они тянут одеяло на себя и это очевидно.Я полностью согласен с автором,посколтьку сам неоднократно бывал в Китае и не по наслышке знаю как там живут казахи и как китайские власти относятся к ним.Китаю не нужны наши территории,поскольку кормить еще 16 млн.казахов и русских не в их экономических интересах,да и жить в военной обстановке,после захвата Казахстана,тоже ни к чему.Китаю хватает и уйгурских проблем.Так что,Китаю мы нужны как дружественное государ ство ,с которым можно мирно сожительствовать и все эти разговорчики про страшный Китай,провокация орысов не более того,так как им хочется самим тут властвовать и подмять Казахстан под себя.

  26. Лит:

    009 на 100 прав!Об этом неоднократно написали посетители саита.

  27. серж:

    такое предположение будто здесь на сайте собралась кучка нацменов,других вопросов будто не существует!лучше предложили как бороться с глобальным потеплением или как защитить окружающуу среду,а не заниматься разжиганием!!!

  28. патриот:

    когда же вы наконец поймете,что с «тигром»нужно дружить на растоянии! А вы готовы китайцам всю душу открыть,в дом пустить.Возможно- навсегда.

  29. патриот:

    Что нужно для развития нашей страны, для будущего – нужно спокойствие. Самая главная задача во внешней политике – быть дружными с соседями. Если этих двух вещей не будет, нет будущего у государства».

  30. патриот:

    Это не мои слова,это из речи президента РК из послания к народу Казахстана.Однако ,он подчеркнул:»дружить мы будем с теми,кто не злоупотребляет нашими хорошими отношениями,не претендует на наши исконные территории.» Сказано про Китай.

  31. тас:

    Вчера смотрел передачу Шевченко «В контексте»,так там Говорухин на весь свет заявил,что Хрущев подарил Казахстану пять областей. К чему бы это.Разве это не притензии к казахским территориям.Что то я не слышал от китайских политиков подобных высказываний.

  32. Саке:

    казаху. Слушай ты сказки тут не рассказывай. Ты хоть был в Татарии или Башкирии? Я живу в Башкирии и не вижу что бы тут ущемляли башкирский язык или закрывали школы. Так что отсебятину не пори тут. Я читал, как около Петропавловска построили посёлок для приезжих казахов из России. Наобещали им что будет работа и дома бесплатно. А теперь оказалось, что работы нет и за дома платить нужно. Построили им там теплицы которые нужно отапливать 7 месяцев в году. Поэтому овощи будут дороже золота, кто их будет покупать?. Дети у них уже ворачиваются назад. Если казахи из Монголии могут жить в юртах, то российским такие условия не подходят.

  33. Саке:

    А ты, сват, не знаешь, что есть демаркация границ и международные договоренности. Так что Китай в агресивности упрекать не стоит. Если б они хотели захватить, то они бы давно уже были в полумиллионной Монголии.

    А нахрена им нужна Монголия? Там ведь голая степь. А в Казахстане вся таблица Менделеева.

  34. тт:

    Наше будущее с Китаем.

  35. Русский:

    Татарин артур – киздуй на татарский сайт,если такой найдёшь.
    Кого ты здесь поучаешь? Кому нахер нужны твои суждения и советы. Кому ты вообще по жизни нужен? Отвечай по существу,не увиливай.

  36. артур-татарин:

    Типа «русскому» – часто националности меняешь
    с сайта не уйду хотя татарских сайтов много. никого не учу и советы не даю. нужен своей семье.

  37. kazakh:

    боpaт
    : 26.01.12казах, если в России к казахам так плохо относятся, а в Китае так хорошо, то почему тогда оралманы в Казахстан из «хорошего» Китая едут а из «плохой» России никто не едет?
    Ответ Борату: в России казахи обрусели, у большинства их – как результат политики этого государства – слабое этническое самосознание, у них русские имена (Анатолий, Наташа, Лена…). Им внушили чувство национальной неполноценности и миф что «Россия цивилизует Азию». ВОТ ПОЭТОМУ ОНИ НЕ ЦЕНЯТ СВОЮ РОДИНУ И НЕ ХОТЯТ ЕХАТЬ. А В китае. хотя и там есть серьезные проблемы, национальная политика, все же казахи прекрасно сохранили свой язык и традицию. При этом благосостояние их тоже не хуже, чем даже на исторической родине

  38. kazakh:

    ЯКОБЫ ПАТРИОТУ ! Не тужься, чтоб не лопнуть, поливая грязью ОРАЛМАНОВ! Нормальные казахи никогда не пойдут на поводу этой грязной идеи! Кто на самом деле нагадил на этой земле и продолжает это мы все знаем. И это (нагадившие) – в том числе местные казахи типа тебя, русака

  39. jungar:

    ЯКОБЫ kazakh(у) ! Не тужься, чтоб не лопнуть, поливая грязью ПАТРИОТОВ! Нормальные казахи никогда не пойдут на поводу этой грязной идеи! Кто на самом деле нагадил на этой земле и продолжает это мы все знаем. И это (нагадившие) – в том числе местные казахи типа тебя, шовика

  40. анонимно:

    артур-татарин:
    с сайта не уйду хотя татарских сайтов много. никого не учу и советы не даю. нужен своей семье.

    -С САЙТА НЕ УЙДЁШЬ-ТОГДА ТЕРПИ И ЧИТАЙ.
    «НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ-ЛУЧШЕ ТАТАРИНА!»-так в наши дни звучит известная поговорка.

  41. Саке:

    казах. А тут еще и с Америкой у нас выстраиваются нормальные отношения. И вот уже Путин начинает бесится.Начинает плакать – Россия теряет влияние на Казахстан.

    казаху. Я вот читаю и думаю, какие казахи бестолковые. Всё норовите под кого нибудь лечь. То под Китай, то под Америку. Ну с Китаем ещё неизвестно чем всё закончится, а за что вы так любите Америку? Скажите, где люди стали жить лучьше после того как там побывали американцы?. После них идут войны и льётся кровь. В Югославии до сих пор люди уничтожают друг друга. Далее Ирак, Афганистан, Ливия. Теперь на очереди Иран. Вы что хотите что бы они вам тоже разворошили ваш муравейник? В 92году когда только всё началось, я разговаривал с одним казахом про независимость. Он мне говорит, если мы будем независимые то у нас будет много видику и кросовку. Я тогда подумал, как мало надо казахам для полного счастья.

  42. 2012:

    военнослужащий: 27.01.12
    Нуреке, кричать хотят многие Ваши служители Отечеству, но знаете что Вооруженные Силы Казахстана давно превратилось точкой для коммерции, только в январе этого года в\ч 32363 задрали проверки, на каждую проверку готовим бабки, лейтенанты не видят свою зарплату со дня прибытия в часть, на 20 летие независимости только хорошую премию получили штабники или приближенные к сливку части люди, с условием что снимут деньги с карточки и принесут начальнику штаба Исабекову или нач фину Алшоразову для командира Касенова, техники части восстанавливают технику за счет семейного бюджета или солдатских денег, или же приходится продать что нибудь что бы купить что нибудь, не дай боже заикнешься командиру про это он может при всем строю назвать уебищем и бараном, долбаебом (даже женщин) не смотря на чин и возраст,короче говоря не служим а прислуживаем……………… Салям малейкум братва . Вот один из коментов .Что думаете ?

  43. гражданский:

    Зато в независимой армии служит человек, а не в какой нибудь там имперско-колониальной как раньше!

  44. Анонимно:

    Согласен с 2012. И у нас в части по 30% с премии отдаем командиру и замам. Все молчат, т.к. жаловаться бесполезно. Круговая порука в армии – вечна. Писали на сайт Министру, проверки приедут. водки попьют, и все- факты не подтвердились…

  45. 2012:

    Блин грабить людей которые берегут покой твоей страны. Людей которые каждый день идут на службу за эти крохи . Какой-то идиотизм. А может это наоборот чья то очередная изощрённая программа направленная на деморализацию в армии в целом. Я рад и счастлив что в наших государствах есть ещё ЛЮДИ верные и преданные долгу и присяги, ЛЮДИ ВЫБРОВШИЕ ПРОФЕССИЮ ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ РОДИНУ. гражданский ты вообще служил ? Сербы и Армяне (я не имею в виду именно народы) а их правители и их политика типа византийцы это империя зла и они не хотят состоять в имперско-колониальном строю , предали великую Византийскую империю западу . И что из этого вышло? Эти разрозненные народы и ряд других были отброшены на сотни лет назад с их культурой и их прогрессом. А потом они снова становились чьими-то колониями . Практически такой-же сценарий провели в СССР. Лично у меня с СССР только положительные воспоминания . Анонимно ты служивый? В каких чинах ?

  46. анонимно:

    Во-первых, ни какой ИЗМЕНЫ ПРИСЯГИ – не было!
    В присяге нет даже намека на стрельбу в свой народ. Это еще вопрос кто изменил присяге – кто стрелял или кто отказался стрелять?
    Торебек Толегенов – настоящий герой!
    А насчет захватчиков – так он уже доказал, встав на сторону своего народа. Против тех кто на стороне китайских работников, которые почему то получают больше.
    Сразу предупрежу: к предыдущему «Анонимно» отношение не имею. Видимо под этим ником стали подписываться многие.

  47. серб:

    Включите разум или хотя бы логику. Толегенов был обыкновенным пожарным. Это- структура МЧС, пожарные подчиняются Министру ЧС. Без его(Министра) приказа и прыщ не вскочит. У них(пожарных) отродясь не было оружия. Смешно читать:»Сержант противопожарной службы Торебек Толегенов, вызванный для подавления на станцию Шетпе, отказался стрелять в безоружных людей и, встав в их шеренгу, пытался остановить отстрел, но был убит сам», – говорит казахский поэт Сак Тан…» И вообще казахскому поэту Сак Тану надо заниматься своим писательским делом, а не выдумывать истории, подключая свое богатое воображение. Все намного прозаичнее. Жил товарищь Толегенов с рождения на этой станции. Был местным. С местными выпивал, с местными и буянил. Ну и получил пулю как обычный хулиган….
    Конечно о мертвых или хорошо или ничего, но просто поражает стремление определенных лиц, из………… делать героев!

  48. Артурка-татарин:

    2012 – брат по казахски – Ассалаумағалайкум а не Салям малейкум, казахи также да.

  49. казах:

    Когда казах ругает русского, самое крепкое слово – аккулак /дословно:белоухый/ А когда русский ругает казаха? Сами знаете. Самое мягкое слово – темный цвет + округлая нижная часть тела. При том, что мы вашу землю не завоевали, не заставили говорить на нашем языке. Вот и этим мы отличаемся от вас. Большая разница!

  50. Артурка-татарин:

    казах-ты это к чему? приснилось что?

  51. Тау:

    2012 таких командиров части отдать под суд,надо организовать забастовки с приглашением независимого СМИ.Все нормальные люди поддержать военных защитников Отечества.

  52. Анонимно:

    Забастовки военным запрещены! Независимые СМИ…, не смешите…, финалы-известны, оги не в пользу младших по званию..

  53. прохожий:

    в Китае (хитроумная государственная политика) у школ только название КАЗАХСКОЕ, а все предметы (математика, физика, и тд) изучают на китайском, и только 1 предмет (родная литература) на казахском языке и только 1 час в неделю.

  54. прохожий:

    ……И, наконец, самое главное, железное правило китайских демографов «одна семья – один ребенок» на казахов, как и на других представителей малых народностей, населяющих Китай, не распространяется.
    ———————————————————
    для казахов в Китае политика «одна семья – 2,5 ребенка»

  55. прохожий:

    И еще об отношении китайцев к казахам.
    ————————————————-
    Казахам в Китае, если не знаешь китайского очень тяжело!!!

  56. 123:

    http://dergachev.ru/analit/9.html
    http://journal-neo.com/?q=ru/node/459
    http://geopolitica.ru/Articles/1049/
    Геополитическая активность КНР в Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке и в Океании действительно впечатляет. Китайская геополитика многопрофильна и хорошо продумана. Здесь нет излишней эмоциональности и бахвальства. Поднебесная смело и упорно укрепляет свои позиции в регионах, представляющих для нее стратегическую важность. Во многом благодаря этому КНР и достигла существенных геополитических результатов на вышеуказанных направлениях.

    Однако Пекин проявляет геополитическую активность и в других стратегически важнейших регионах мира. Можно даже сказать, что на современном этапе Китай геополитически активен во всех уголках планеты.

    Особую активность КНР проявляет в Африке.

  57. 123:

    В геополитической стратегии «иди вовне» главным союзником Пекина является мировое этническое сообщество, получившее название Большой Китай, включающий Китай-Континент, Китай-Остров (Тайвань, Гонконг, Сингапур) и Китай-Диаспору. По своей экономической мощи (ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности) это надгосударственное образование или неведомая Западу транснациональная корпорация сопоставима с США. Китайская диаспора (хуацяо) насчитывает по разным оценкам до 300 млн. человек. Китай проводит исключительно мудрую и дальновидную политику в отношении своих соотечественников за границей, защищает согласно Конституции честь и достоинство всех выходцев из Поднебесной. В отличие от других мировых диаспор Китай-Диаспора может выступить в качестве самостоятельного геополитического игрока. Она выделяется исключительной экономической и интеллектуальной мощью, сопоставимой с континентальным Китаем, осуществляет не менее 75 % иностранных инвестиций в Поднебесную. Но если для еврейской диаспоры главной ячейкой общества является семья, то для хуацяо – китайское государство. Согласно исторической традиции, все представители китайской диаспоры де-факто являются гражданами Китая. Хуацяо исключительно успешно адаптируются к разным политическим режимам.
    Свою стратегию «идти вовне» традиционно исповедуют китайские триады. Это самая организованная мафия в мире, крупнейшая группировка мирового этнического бизнеса. Триады контролируют и защищают китайский бизнес от местного рэкета (в том числе государственного) по всему миру. Криминальная «философия» ставит в центре мировой теневой экономики триады, обеспечивающие нерасторжимость китайского бизнеса. При этом разрекламированная в голливудских фильмах сицилийская мафия может отдыхать. Триады чувствуют себя особенно благополучно в странах с высоким уровнем коррупции в Юго-Восточной Азии. Перспективным регионом для триад являются страны криминально-коррумпированной демократии в Восточной Европе, Центральной Азии и Южном Кавказе, где имеются в наличии продажные «элиты в законе».

  58. 123:

    из книги Сунь-цзы «Искусство войны», глава 3, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПАДЕНИЕ: «….Поэтому тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраняет все в целости и этим оспаривает власть в Поднебесной. ….: это и есть правило стратегического нападения…», «хуасияо» – китайская диаспора (300 млн джунгуорень, ждут часа Х), наши предки, да и во время СССР не пускали их…

Добавить комментарий