АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Эдуард СОН. От Ляньюньгана до Клайпеды. Казахские интересы

images (2)Прибалтийские республики всерьез задумываются над тем, как наладить прочные экономические отношения со странами Центральной Азии. И Казахстан в этом контексте рассматривается особо.

В этом, собственно, и доказательство того, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) имеет реальный потенциал к серьезным геополитическим и геоэкономическим сдвигам. Эта организация заложила фундамент многополярного мира, запустила Новый Шелковый путь и намерена в будущем покончить с долларом как со средством платежей в Евразии, перейдя к валютному паритету.

Видя экономическую перспективу в сотрудничестве со странами ШОС, государства Балтии, как они теперь себя именуют, испытывают острое желание стать участниками трансконтинентальной железнодорожной и автомобильной магистралей, соединяющих Китай с Западной Европой. И ищут для этого самые разные пути. Например, через Узбекистан.

— Латвия заинтересована в инициативе Великого Шелкового пути, — заявил заместитель государственного секретаря министерства сообщения Латвии Улдис Рейманис на международной конференции «Узбекистан-Латвия — страны ЕС: новые возможности и перспективы», состоявшейся в прошлом месяце в Ташкенте. — Мы готовы договариваться о совместном видении этого пути, решении вопросов по подключению к этому проекту.

Как сообщают узбекские СМИ, на форуме активно обсуждались перспективы взаимодействия Латвии и Узбекистана в транспортной политике на двусторонней и взаимовыгодной основе. И, что особенно интересно, в рамках проекта Великого Шелкового пути. Участники выразили намерение активизировать грузоперевозки из Узбекистана в Европу посредством портов Рига, Лиепая и Вентспилс, транзитом через Казахстан и Россию. А на правительственном уровне достигнута договоренность о создании в рижском порту узбекского хаба.

Но гораздо больше интереса в этом контексте представляет Казахстан как страна, через которую пролегает значительная часть Нового Шелкового пути. Посредством нашего государства приложиться к трансконтинентальному транспортному коридору изъявила желание Литва. Об этом на прошедшем недавно в Астане экономическом форуме заявил литовский министр транспорта и коммуникаций Римантас Синкявичус.

— Великий Шелковый путь сыграл очень важную роль в развитии цивилизации, как Азии, так и Европы, — сказал тогда он. — Его восстановление, конечно, помогло бы всем странам, предпринимателям, экономики в целом в дальнейшем развитии. На мой взгляд, хорошо, что политики и государственные служащие сходятся в едином мнении, что Великий Шелковый путь должен быть восстановлен и должен служить на благо наших народов. Литва также стремится стать частью этого трансконтинентального коридора. Мы предпринимаем конкретные шаги для того, чтобы он прошел через Балтийские страны, через Литву, через Клайпедский морской порт.

На самом деле оснований для такого шага у наших литовских партнеров предостаточно. В разразившейся санкционной войне транспортный сектор Литвы, по словам представителя ассоциации литовских грузоперевозчиков «Линава» Дайнюса Абрамавичуса, высказанным в одном из СМИ, в этом году потерял 220 миллионов евро.

— Это только часть экономических потерь нашей страны, — сказал он. — Потому что простои в транспортном секторе вызывают цепную реакцию. Меньше работы у портов, грузовых терминалов, авторемонтных предприятий.

 Представитель «Линавы» напомнил, что логистика обеспечивает создание 13 процентов ВВП Литвы. А попытки литовских перевозчиков переориентироваться на рынки Запада наталкиваются на протекционистские меры. К примеру, Германия требует, чтобы следующие через ее территорию водители получали немецкую почасовую оплату — 8,5 евро. В Литве она в пять раз меньше. К подобной мере собирается прибегнуть Франция. По словам Абрамавичюса, это ставит литовские транспортные компании в неравные конкурентные условия и «противоречат положениям Евросоюза о свободной торговле».

«Сауле» в Литве уже знают

Впрочем, это их европейские дела. Что же касается нас, то, как сказал министр транспорта и коммуникаций Литвы Римантас Синкявичус теперь уже на международной литовско-казахской конференции «Новый Шелковый путь — надежное соединение между Европой и Азией», состоявшейся недавно в Клайпеде, Казахстан является ни много ни мало стратегическим партнером Литвы в сфере транспорта. И для плодотворного и взаимовыгодного двустороннего сотрудничества особенно важно дальнейшее развитие проекта контейнерного поезда «Сауле», курсирующего между Европой и Китаем с 2011 года. Благодаря этому поезду срок доставки китайских грузов на рынки Европы сократился по сравнению с морской перевозкой с 40 до 30 суток. И сегодня казахское имя «Сауле» в Литве звучит исключительно в контексте торгово-экономического взаимодействия.

скачанные файлы (2)

По словам Синкявичюса, литовский порт Клайпеда может стать морскими воротами Казахстана в Европу, через который товары из нашей страны и китайского Урумчи смогут отправляться дальше на европейские рынки. Напомним, что воротами в Азиатско-Тихоокеанский регион для Казахстана является китайский порт Ляньюньган.

Таким образом, наша страна может получить в свое распоряжение еще один морской порт. Теперь уже на западном направлении. И это видится весьма реальным, поскольку литовцы настолько заинтересовались нашей свободной экономической зоной «Хоргос – Восточные ворота», что в данный момент разрабатывают свой аналогичный проект транспортного узла «Клайпеда – Западные ворота». В этом отчетливо просматривается их искренняя заинтересованность стать частью Нового Шелкового пути и пропускать через себя китайские товары на рынки Европы и прежде всего скандинавских стран.   

Что же касается китайцев, то они этому только рады. Не так давно Литву посетили представители крупнейшей китайской государственной корпорации China Merchants Group (CMG). В ходе визита председатель правления корпорации Ли Цзяньхун отметил привлекательность Литвы для китайских инвестиций.