АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Better: Казахстан идет к прозрачности

kazprozrachnost23Аналитическо-информационое бюро ПИК специально для Better
Реализация в нашей стране Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей (ИПДО) может принести казахстанцам ощутимые выгоды, считают представители гражданского сектора. Впервые мы получили расширенный доступ к информации о налогах и других платежах добывающих предприятий правительству. Это дает общественности возможность в перспективе ознакомиться с тем, каким образом расходуются средства социально-инвестиционных проектов (СИП) недропользователей. От знания и понимания остается один шаг до национального обсуждения проблематики эксплуатации природных богатств. Прогресс на пути транспарентности стал возможен благодаря согласованным усилиям госорганов, ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса KAZENERGY и Ассоциации горнорудных предприятий, а также неправительственных организаций.

Для начала важно подчеркнуть, что Инициатива прозрачности деятельности добывающих отраслей – разработанный на глобальном уровне стандарт сверки данных по «платежам» недропользователей и «поступлений» государству перед обществом. Сегодня интерес к ИПДО возрастает год от года – несколько десятков государств стремятся присоединиться к Инициативе. Присоединившиеся страны каждые два года подтверждают свой статус страны-последователя. Следование правилам ИПДО создает для государства-участника ряд преимуществ – это улучшение инвестиционного климата, повышение стабильности в обществе, и как следствие, рост доходов добывающих и сопутствующих отраслей, усиление кадрового потенциала. Регулярно получая отчеты о финансовых потоках в сфере недропользования, гражданское общество может участвовать в процессе принятия решений, влиять, на что будут расходоваться суммы, полученные местными бюджетами от эксплуатации недр.

Путь Казахстана на пути присоединения к Инициативе свидетельствует о том, что вопросы прозрачности, хоть и с неизбежными трудностями, начинают решаться. Идея о присоединении к ИПДО впервые была озвучена в 2002 году, а в 2005 году по инициативе президента Нурсултана Назарбаева Казахстан принял на себя обязательства по реализации Инициативы. Так, 5 октября 2005 года был подписан меморандум о взаимопонимании между правительством РК, компаниями добывающей отрасли, группой депутатов парламента, а также Коалицией неправительственных организаций «Нефтяные доходы – под контроль общества!». На основании этого документа в соответствии с международными критериями ИПДО был создан Национальный совет заинтересованных сторон (НСЗС). В его состав вошли представители правительства, парламента, компаний и общественных организаций. Сегодня консолидированную позицию недропользователей в НСЗС представляет ассоциация KAZENERGY, а также ассоциация горнорудных предприятий, ставшие связующим звеном между отраслью, общественностью и госорганами. Напомним, что для того, чтобы получить статус страны полностью соответствующей стандартам Инициативы, Казахстан должен успешно пройти валидацию – регулярную независимую процедуру оценки и подтверждения соответствия стандартам ИПДО. В настоящий момент участники НСЗС активно работают над тем, чтобы Казахстан получил статус страны-последователя.

Представитель Коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!», руководитель Общественного фонда «ИНМИР» Светлана Ушакова считает, что, несмотря на трудности и препятствия, процесс реализации Инициативы в РК в последние два года значительно продвинулся.

– На сегодняшний момент вышло уже семь Национальных отчетов по ИПДО. Начиная с 2005 года, и последний, который был опубликован с данными 2011 года. И сейчас мы ждем отчета с данными за 2012 год. К успехам реализации ИПДО я, как представитель НПО, в первую очередь отношу то, что отчеты 2010–2011 годов имеют практически стопроцентный охват компаний, как нефтегазового, так и горнорудного сектора, осуществляющих существенные платежи. Туда также вошли данные о дивидендах, НДС, и самое главное для представителей гражданского общества – данные по социально-инвестиционным проектам недропользовательских компаний в регионах. Кроме того, теперь мы видим данные по каждой компании отдельно; ранее публиковались общие суммы. Эти данные имеют понятную практическую пользу для жителей регионов.

Как известно, подчеркнула Светлана Ушакова, налоги поступают в республиканский бюджет, но средства, которые недропользователи, согласно своим лицензионно контрактным условиям (ЛКУ), отчисляют на социально-инвестиционные цели, остаются в регионе. На них строятся больницы, школы и прочие соцобъекты, а также реализуются разные социальные мероприятия. Таким образом, каждый житель конкретного региона теперь может отследить, каким образом компании выполняют взятые на себя обязательства.

К трудностям реализации Инициативы, по мнению представителя НПО, можно отнести некоторые задержки прохождения Казахстаном процедуры валидации. Ее наша страна должна была пройти еще в 2009 году, тогда независимый оценщик, а также международное правление Инициативы посчитали, что республика не полностью соответствует всем индикаторам. Негативным фактором, наравне с некоторыми недоработками в процессе реализации ИПДО, здесь, по словам Светланы Ушаковой, послужило то, что в момент прохождения валидации поменялся уполномоченный орган со стороны государства – от Министерства нефти и газа внедрение ИПДО было передано в Министерство индустрии и новых технологий. «Понятно, что передача дел всегда характеризуется некоторым замедлением процессов», пояснила представитель НПО. После неудачной попытки Казахстану было дано 18 месяцев на исправление недостатков, и весной этого года республику вновь посетил независимый валидатор. В его отчете также есть некоторые замечания, но по словам г-жи Ушаковой, ситуация намного лучше. Сегодня есть обоснованная надежда, что недостатки будут полностью искоренены и Казахстан получит статус страны-последователя.

– За последнее время и со стороны государственных органов и со стороны компаний, я уже не говорю об НПО – они всегда были активны, работа значительно активизировалась. Сейчас идет переписка, предоставление дополнительных документов по запросу Международного секретариата по отчету валидатора. Мы надеемся, что будет принято положительное решение, у Казахстана действительно есть серьезные успехи и достижения, – пояснила Светлана Ушакова. Кроме того, по ее мнению, в последние годы резко повысилось качество сотрудничества сторон, участвующих в реализации ИПДО. Важную роль в процессе активизации сыграла консолидация недропользователей под эгидой ассоциации KAZENERGY. «Очень полезно то, что теперь сторонами в Национальном совете стали ассоциация KAZENERGY и Ассоциация горнорудных предприятий – они практически представляют все компании, которые работают в Казахстане. Когда KAZENERGY вошла в совет, их консолидация позволила компаниям проводить свою деятельность по популяризации ИПДО, это придало определенную системность деятельности компаний в НСЗС».

Отличительной особенностью Казахстана, его добывающего сектора является большая численность профильных предприятий, пояснила Светлана Ушакова. Если у Азербайджана, который уже прошел процедуру валидации, насчитывается только несколько крупных нефтяных компаний, то в РК их более 300, включая и самые мелкие. Консолидировать такое количество недропользователей крайне сложно, каждая компания заполняет свою форму отчетности, необходима разъяснительная работа, чтобы недропользователи понимали, для чего это происходит – такая деятельность требует времени и усилий. Кроме того, судя по последним данным, некоторые недропользователи были не согласны с решением Инициативы о включении в отчеты сведений, содержащихся в закрытых контрактах и Соглашениях о разделе продукции. По словам Светланы Ушаковой, такой конфликт интересов, когда требования прозрачности диктуют необходимость обнародовать документы, ранее считавшиеся коммерчески засекреченными, наблюдался и в других странах, следующих ИПДО. Тем не менее, этот вопрос решается в русле общего стремления добывающих отраслей к транспарентности, уверены представители гражданского сектора.

Кроме того, некоторые разногласия возникли и в среде НПО, однако, по мнению Светланы Ушаковой, они, скорее, послужили на благо внедрения Инициативы в РК, так как вызвали общественный резонанс и способствовали консолидации НПО на новом качественном уровне. Сейчас создана диалоговая площадка объединений НПО, которая представляет общественность в Национальном совет заинтересованных сторон.

Обсуждение Инициативы, ее достижений и трудностей крайне важно, убеждена представитель Коалиции, так как население еще мало знакомо с результатами ИПДО, а также с прямой выгодой, которую казахстанцы получат в случае ее полной реализации. Что касается разногласий, то речь идет о возражениях со стороны представителя Ассоциации НПО «Азаматтык Курылтай» из Караганды Юрия Криводанова. «Спор возник еще в 2008–2009 годах. Если говорить о принципиальных расхождениях по реализации ИПДО, то их немного, они, скорее, касаются взаимодействия с властью. Юрий Павлович и его соратники считают, что необходимо более жестко давить на власть и требовать. Мы считаем, что важно не столько идти на конфронтацию, сколько выстраивать конструктивные отношения, вести переговоры и убеждать», – пояснила Светлана Ушакова. После определенного раскола в Коалиции «Нефтяные доходы – под контроль общества!» представители «Азаматтык Курылтай» считают, что им должно быть предоставлено отдельное место в Национальном совете. С этим не согласны другие участники диалоговой площадки объединений НПО по ИПДО, кроме того данная процедура противоречила бы положению о совете и принципам ИПДО.

Тем не менее, именно объединенные усилия госорганов, недропользователей и НПО привели к эффекту, когда проблематика прозрачности начала открыто обсуждаться в обществе. Безусловно, новшество не может не порождать разногласий, помимо прочего, сами условия внедрения Инициативы постоянно совершенствуются и меняются, уверена Светлана Ушакова. Споры о том, как сделать лучше новый для страны процесс – настоящий показатель движения общества на пути к прозрачности, важнейшего для экономики и социальных отношений сектора.

– Польза уже есть. Данные публикуются, эксперты от общественности имеют возможность их анализировать. Через данные по социально-инвестиционным проектам недропользователей, которые призваны развивать регионы, будет формироваться интерес населения и НПО к содержанию Национального отчета по ИПДО. Они понятны, поскольку там указано, сколько каждая конкретная компания выделила средств. Это интересно и важно знать. Усвоив эту информацию, общественность уже может ставить вопрос: «а как я могу увидеть плоды этих социальных расходов?» Следующий вопрос: «как я могу участвовать в процессе определения, куда и на что эти деньги будут направлены?» Это уже мотивация того, чтобы общественность участвовала в принятии решений по эти вопросам, – считает Светлана Ушакова. Поэтому, уверена представитель гражданского сектора, крайне важно и дальше популяризировать Инициативу прозрачности добывающих отраслей, и этим должны заниматься и НПО, и госорганы и сами недропользователи.

Источник — betterkz.com