13 ноября, 2016 15 комментариев

Аскар Мамин о проблемах и перспективах «Шапагата»

1479315624075В будущем году Казахстан может стать членом Всемирной торговой организации, что приведёт к прекращению работы многих рынков столицы. Этот вариант развития событий сегодня представляется наиболее вероятным, но при этом остаются надежды и на благоприятное развитие ситуации. Дело в том, что рынок «Шапагат» способен превратиться в образцовую структуру, работа и организация которой не противоречат многочисленным требованиям, представляемым ВТО. Безусловно, для этого «Шапагату» потребуется пережить эволюционный этап, без которого невозможна комплексная реорганизация.

Аскар Мамин считает, что необходимо разобраться в происходящем

Недавно на повестке дня оказались проблемы ценообразования в акимате. Дело в том, что жители города практически каждый день наблюдают увеличение цен, в то время как потребительская картина там остаётся без изменений. Аскар Мамин оказался одним из тех, кто попытался разобраться в причинах происходящего.

В департаменте промышленности и торговли проводились исследования, результаты которых, впрочем, ни для кого не оказались открытием. Каждая цифра, содержащаяся в отчётах, вызывала желание плакать, а не заниматься анализом. Конечно, существующий порядок вещей не представлял собою секрета и пару лет назад, но обо всём этом необходимо рассказать обстоятельно.

Сегодня мы имеем реальную перспективу отправить Центральный рынок за черту столицы и, согласно публичным заявлениям властей, данный проект может быть реализован очень скоро. При этом никому неизвестно, как запланированный перенос повлияет на уровень цен. Инициативы, исходящие от департамента, были поддержаны главой города, однако нам ещё предстоит дождаться их воплощения в жизнь. А сейчас вернёмся к вопросу исследований.

О проблемах дефицита

Из проведённого анализа следует, что ежедневная потребность столицы превышает 310 тонн, если говорить об основных видах плодовой и овощной продукции. При этом необходимо принимать во внимание тот факт, что расчёты производились на основании официальных данных, касающихся численности жителей Астаны. Это 560 000 человек. Фрукты и овощи сюда завозят из региона частные предприниматели, после чего продукция размещается на оптовом рынке. Каждый день на него поступает примерно 245 тонн, что говорит о несоответствии этих объёмов реальным потребностям города.

По мнению возглавляющей департамент Малики Нигматуллиной, потенциально скрытый дефицит плодоовощной продукции существует. Если принимать во внимание численность населения Астаны, эту проблему можно назвать достаточно серьёзной. При этом существуют усугубляющие факторы, такие как сезонный характер поставок и климатические условия. Например, одного мощного снегопада будет достаточно для остановки регулярных поставок, что, безусловно, отразится потом и на ценах.

На сегодняшний день в Астане действует 20 продовольственных рынков. 18 из них занимаются розничной реализацией плодовой и овощной продукции. Также, в городе функционирует 1800 продовольственных магазинов, а 20 специальных машин задействованы в реализации круглый год. В летнюю пору появляется ещё 415 палаток, хотя в текущем году их количество сократилось.

Объём импорта продовольствия, безусловно, играет не последнюю роль. В осенний период 80% продукции привозят в столицу из других регионов страны. Объём импорта, соответственно, не превышает 20%. В летний и весенний периоды распределение продукции становится равномерным. Общеизвестно, что цены в столице Казахстана в 1.5 — 2 раза выше, нежели в остальных городах, но цена закупки является идентичной. По каким причинам столичные жители вынуждены переплачивать и какое может быть найдено решение в такой ситуации?

Городу необходимы овощехранилища

Хранилища необходимы не только для овощей, фруктов. Они потребуются для правильного хранения множества продуктов питания. Как считает Малика Нигматуллина, корень проблемы лежит не в том, что поставки являются нестабильными, а в том, что нормально организовать необходимый трёхдневный запас продукции невозможно. Она уверена, что вместе с развитием рынков коммунального типа нужно продвигать и создание овощехранилищ, которые находились бы неподалёку от столицы. Во многих крупных городах эта практика реально помогает преодолеть извечную проблему дефицита, возникающую каждый сезон.

Впрочем, создание любого хранилища требует определенной площади земли и участия частных инвесторов. Кроме того, потребуется финансирование из городского бюджета, а законодательная база уже имеется, так как закон о концессиях приняли. Современные производственные мощности помогут построить хранилище в кратчайшие сроки, после чего в нём будет храниться запас, способный кормить население на протяжении долгих месяцев.

Многое ещё предстоит сделать

Стабилизировать цены, по мнению департамента, поможет такая инициатива как строительство новых оптовых рынков. Термобудки, форсирующие по городу, в свою очередь предлагается упразднить, как и овощные палатки. Термобудки наносят вред экологии и усугубляют транспортные проблемы, а палатки загрязняют дворы и отталкивают внешней убогостью. На смену им придут усовершенствованные торговые павильоны. Кроме того, районным акимам предлагается выбрать 50 — 100 мест для организации специальных торговых точек, которые будут обеспечивать горожан свежей плодоовощной продукцией.

Также существует вероятность возведения теплиц вокруг Астаны. Современные технологии позволят в кратчайшие сроки закончить строительные работы и увеличить сбор урожая. Обогрев теплиц можно обеспечить благодаря возможностям ТЭЦ, что на практике уже осуществляется в Экибастузе.

Окончательное решение проблемы затягивается в связи с тем, что надзорные и контрольные функции над субъектами предпринимательства у нас отсутствуют. Вероятно, в предстоящее время этот вопрос будет решаться, и кто-нибудь в акимате возьмёт на себя изучение возможностей организаций и создание базы данных. Это позволит получить реальную информацию о потребительском рынке и поможет реализаторам предстоящих реформ. Нужно отметить, что ежедневный мониторинг цен на продукты питания департаментом не ведётся, а все необходимые данные происходят из Управления статистики.

Существует далеко не революционная, но в то же время достаточно важная инициатива наконец-то разобраться с вопросом рождественских скидок. Практически во всём мире такое понятие как сезонное снижение цен не вызывают удивления, в то время как у нас предстоящие праздники, наоборот, становятся причиной накруток. Многие после получения премии отправляются за покупками и торговые точки не выдерживают внезапного покупательского наплыва. А скидки при этом не устраиваются, потому что и без этих мер, продукция будет раскуплена. Департамент собирается наладить контакт с предпринимателями и добиться принятия меморандума о не повышении цен в праздничные дни.

Также планируется проведение конкурса, на котором выдвинут особую номинацию для продовольственной продукции с наилучшей розничной стоимостью. В ближайшее время можно ожидать от департамента комплексной стратегии развития, построенной на таких принципах как повышение качества товаров и улучшение уровня обслуживания.

Аскар Мамин превратит «Шапагат» в образцовый рынок

Рынок «Шапагат» сейчас функционирует таким образом, что тенденция роста цен от его деятельности только увеличивается, и ни о каком снижении говорить не приходится. К этому заключению пришёл сам аким города. Работа департамента сейчас направлена на реорганизацию «Шапагата» в соответствии с его изначальным предназначением. Другое важное направление — это сотрудничество с сельхозпроизводителями, а не с реализаторами.

Впрочем, аким считает такие инициативы излишними и полагает, что надеяться на прежнее руководство здесь глупо. Коммунальный рынок сегодня остаётся таковым только в кавычках. Он не оправдал никаких ожиданий и даже с юридической точки зрения не является в полной мере коммунальным. Сейчас, после проверки рынка, необходимо вспомнить о том, что пару лет новые руководители тоже объявляли войну с ценами и предлагали всё новые проекты, направленные на их снижение. Методы в те времена использовались аналогичные, а именно — зелёные караваны, коммунальные рынки и хранилища для продукции. В итоге проблемными участками оказались те, на которых всё, на первый взгляд, складывалось благополучно. А то, что рассматривалось как корень проблемы, наоборот, оказалось не таким уж и существенным. Так, например, организация хранилищ до сих пор существует только на бумаге в виде проектов.

Многим тогда казалось, что появление рынка «Шапаган» более интересно представителей власти, нежели рядовых граждан. Умирзак Шукеев повторял, что появление нового рынка станет тем самым фактором, который повлияет на общую ситуацию в городе. Что же получилось в итоге?

Аскар Мамин уверен, что деятельность «Шапагата» сейчас направлена исключительно на рост стоимости товаров. Он выступает за отставку директора, потому что рассчитывать на последующие изменения при таком руководстве бессмысленно. Если всё это время руководством не предпринимались никакие шаги, направленные на улучшение ситуации, необходимо привлечь людей, по-настоящему способных переживать за общее дело.

Кто стоит за тем, что рынок не функционирует должным образом? Это очень сложный вопрос. На коммунальный рынок выделяются средства из бюджета, но грамотно ли они распределяются?

Как считает Малика Нигматуллина, деятельность «Шапагата» вообще не способствует стабилизации цен на фрукты и овощи. Сама цель создания такого рынка состояла в продаже продукции по сниженной стоимости. Говорили, что торговые объекты будут предоставляться производителям сельхозпродукции по выгодным тарифам, и арендная плата будет гораздо ниже. Некоторые услуги, типа рубки и хранения мяса, предполагалось предоставлять вообще без взимания платы.

Из анализа стало ясно, что торговые места предоставляли посредникам, а не производителям. Они получали такие места и в остальных объектах торговли нашего города и сохраняли практически идентичный уровень цен. Впрочем, первоначальные условия здесь действительно оставались льготными. В итоге реализатор снижал издержки, а изменений в целевую политику не вносил. Это позволяло получать огромные прибыли.

В ходе проверки выяснилось, что арендовать точки для продажи продуктов можно было только на первом этаже, в то время как второй был полностью отдан под бутики. На частом рынке аренда стоит 30000 тенге, а в «Шапагате» — 12000. Услуги администрации предоставляются безвозмездно, а разница в ценах на продуктовые товары составляет 10-15 тенге.

Поскольку рынок предлагает особые условия, очевидно, что стоимость продукции на нём просто обязана быть ниже на 30-40%. Это вызвало бы в «Шапагате» настоящий ажиотаж, но определенным лицам такая ценовая политика не понравилась. А может быть, сыграл злую шутку принцип управленцев, который гласит, что каждому необходимо заниматься своим делом. Это и происходило в «Шапагате», при этом об интересах населения предпочитали не вспоминать.

Аскар Мамин решительно утверждает, что уровень цен в «Шапагате» в кратчайшие сроки нормализуется. Поскольку стране предстоит вступление в ВТО, действовать необходимо без промедлений. Существующие нормы этой организации начнут соблюдаться, и «Шапагат» ещё покажет другим рынкам, как нужно работать. В противном случае, чуть ли не половина столичных рынков окажется под угрозой исчезновения, поскольку дальнейшая реализация продуктов без соответствия нормам ВТО окажется невозможной.

(15) Комментарии

  1. VITALIY:

    Аскар Мамин подходит на эту должность как никто другой. Ведь руководя КТЖ столько всего было сделано. Строятся новые жд дороги, заводы, жильё для сотрудников, создали гибкую систему скидок.

  2. Олег:

    Нет ничего хуже невыполненных обещаний. Руководитель, который всегда держит свое слово, достоин называться одним из лучших. Доверие — неотъемлемая составляющая отношений между начальником и подчиненным.

  3. николай:

    Аскар Мамин человек дела если он что нибуть пообещал то всегда исполнит ответственный чуткий и очень внимательный

  4. Иван:

    Аскар Мамин человек дела , много объектов построено жилые дома для людей.Ему есть чем гордиться . Аскар Мамин подходит на эту должность . Ведь руководя КТЖ столько всего было сделано. Строятся новые жд дороги, заводы, жильё для

  5. Ольга Бубнова:

    Аскар Мамин человек,который очень много сделал для людей. Как никто другой он строит железные дороги,возводит заводы,обеспечивает народ доступным жильём.Честь ему и хвала!

  6. Елена:

    Аскар Мамин отличный человек. Он строит объекты для людей: жилые дома , новые железные дороги и заводы. Я горжусь тем, что знаю этого человека

  7. Артак:

    Аскар Мамин человек,который очень много сделал для людей.Хороший руководитель ,итоги работы говорят сами за себя , многое было сделано.Построено много жилые дома, заводы,железные дороги… Мамин именно тот человек, который нужен на этой должности, о его работе говорят его награды.

  8. Алтынбек:

    Аскар Узакпаевич ответственный человек, благодаря его стараниям было возведено много новостроек, запущены заводы и по новым железнодорожным путям пошли пасажирские и торавные вагоны. У него огромный опыт как руководителя, перечислять его достоинства можно долго. Пока на данной должности кроме Мамина не вижу никого.

  9. Алиса:

    Ответственный человек,всегда выполнял свои обещания.Заслуживает полного доверия.

  10. катерина:

    Аскар Мамин очень хорошо справляется со своими обязанностями, построено много жилых домов для людей, железные дороги, заводы.. большой опыт работы как руководителя, Идеально подходит на должность..

  11. Влад:

    Я часто вижу в инете эту фамилию — Аскар Мамин.По моему правильный политик ,много чего построено для людей , новые железные дороги и предприятия.Ему есть чем гордиться , надо всем так работать. Аскар Мамин достоин этой должности как никто другой.

  12. Антон:

    Аскар Мамин подходит на эту должность как никто другой. Ведь руководя КТЖ столько всего было сделано. Строятся новые жд дороги, заводы, жильё для сотрудников, создали гибкую систему скидок.

  13. Сергей:

    Аскар Мамин человек дела , построил много объектов.Ему есть чем гордиться , все бы так работали. Аскар Мамин подходит на эту должность как никто другой. Строятся новые дороги, жильё, заводы.

  14. Карина:

    Аскар Мамин человек дела , много объектов построено жилые дома для людей , новые железные дороги и заводы.Ему есть чем гордиться , все бы так работали. Аскар Мамин подходит на эту должность как никто другой. Ведь руководя КТЖ столько всего было сделано. Строятся новые жд дороги, заводы, жильё для

  15. николай:

    Аскар Мамин отличный человек. Он строит объекты для людей: жилые дома Аскар Мамин уверен, что деятельность сейчас направлена исключительно на рост стоимости товаров.

Добавить комментарий